Тайна второго этажа
Выпуск №1
от 3 апреля 2006 г.
Алексей Алексенко, заместитель главного редактора журнала GQ |
Храмы древних ацтеков представляли собой, по существу, лестницы. Чтобы лестнице было куда вести, из камней складывали пирамиду. На верхней площадке жрецы приносили человеческие жертвы, и тогда к ним на огонек заглядывало свирепое божество. Лестница в небо посреди пустыни — самая банальная метафора выхода в новое измерение для тех, кто обречен всю жизнь ползать по плоскости.
В квартирах, где мне привелось коротать век научного атеизма, никаких лестниц не было и быть не могло. Лестницы были в фильмах из заграничной жизни. По лестнице, а не из-за кулис, выходил к зрителям благородный англичанин, хозяин поместья (в финале выяснится, что именно от него, а не от задушенного виолончельной струной дворецкого, горничная Пэгги прижила черноглазую дочку). По английскому процессуальному кодексу хозяин имел право говорить только в присутствии адвоката или хранить молчание, но мне всегда казалось, что самым разумным для него было бы просто на протяжение всего фильма оставаться у себя наверху. Туда, в прохладную английскую спальню, никогда бы не зашел ни проницательный господин Пуаро, ни оператор с камерой. Тайна осталась бы нераскрытой. Разумеется, Агате Кристи тогда было бы решительно не о чем писать. С другой стороны, каждый подданный Ее Величества имеет право на privacy. Не все в человеческой жизни настолько просто, чтобы разложить сюжет в одной плоскости на потеху зрителям. Мы так и не узнаем, какие слова шептала Пэгги престарелому джентльмену там, наверху, в ночь зачатия. Они из иного, третьего измерения, куда проникнуть можно только по лестнице.
В этом и состоит функция лестницы в человеческом жилье: отделять священное от профанного, даже если это приведет к возникновению дополнительных сложностей. К примеру, языковых: He is already up, but he’s not down yet. Хозяин уже встал, но он еще не спустился. Он пока предпочитает провести некоторое время в своем собственном мире, а вам тем временем подадут чаю с крекерами. Возможно, там, на верхнем этаже в крохотной комнатке с окном на крышу у него установлен телескоп, в который он вчера допоздна рассматривал кольца Сатурна. Возможно, там стоит комод, доверху наполненный сушеными розами и письмами от бывших любовниц-актрис. Не исключено также, что наверху располагаются самые обычные спальни. В любом случае, об этих тайнах гостям остается лишь догадываться: во время первого визита их туда, скорее всего, не пригласят. Зато можно видеть саму лестницу. Вот она. Наслаждайтесь дизайном, она неплохо смотрится снизу.