Лестница в небеса
Статья предоставлена: Наталья Парфенова, журнал «Архидом»
Итальянский архитектор Джованни Баттиста Пиранези, живший в XVIII веке, прославился не столько осуществленными постройками, сколько гравюрами и рисунками. Он считал, что его архитектурные замыслы могут быть воплощены лишь на бумаге.
Пиранези оставил сотни гравюр с воображаемыми зданиями, странными и загадочными. Особая роль в этих фантазиях отведена лестницам. На рисунках не видно, куда они ведут, где начинаются и где заканчиваются. Неустойчивые, соединяющие невидимые уровни, они несут в себе символику страха и неопределенности, но в то же время надежды, возможности духовного и нравственного восхождения.
Непомерно высокие ступени лестниц в постройках древних греков и пирамидах майя, в египетских храмах и культовых башнях Месопотамии — к чему они? Ступени столь высоки, что преодолеть их человеку не под силу. Только боги, спускаясь с небес, способны шествовать по ним. Впрочем, в пирамидах майя крутизна объясняется совсем иными причинами. В религии ацтеков, как, пожалуй, ни в одной другой, огромную роль играли человеческие жертвоприношения. Ритуальные убийства совершались на верхней площадке пирамиды, а по крутым ступеням тело жертвы само скатывалось к ее основанию.
Впрочем, более поздняя история лестниц не столь трагична. Вспомним некоторые из наиболее известных, снискавших славу благодаря своим исключительным эстетическим достоинствам.
XVI век, эпоха Возрождения. Лестницы вилл и дворцов уже проектируются так, чтобы идти по ним было удобно. Одно из величайших творений того времени — Капитолийская лестница в Риме, соединившая Капитолий с городом. Микеланджело Буонаротти спроектировал ее с широкими площадками-ступенями, слегка наклоненными к восходящему. По лестнице нужно подниматься медленно — и тогда в полной мере можно оценить все очарование архитектурного ансамбля площади.
XVII век, Версаль. Великолепная Посольская лестница. Она была декорирована так, что рябило в глазах. К сожалению, пользовались ею мало, и в следующем веке очередной Людовик велел ее снести, чтобы построить на этом месте зал для концертов.
Примерно в то же время в Версальском дворце была сооружена Мраморная лестница, или лестница Королевы. По своей красоте она не уступала Посольской. Менее помпезную, ее отличают чрезвычайное изящество и грация.
В эпоху барокко лестницам отводятся огромные пространства, они становятся главным архитектурным элементом интерьера. Такова Парадная лестница Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, спроектированная архитектором Растрелли.
Начало XVIII века, позднее барокко. В Риме, на площади Испании, сооружается великолепная лестница, соединившая площадь с храмом, расположенным на холме. У нее необычная конфигурация — окаймленная балюстрадой, она сначала описывает овал перед фасадом храма, затем, словно река, разделяется на два «рукава», вновь сливается и наконец расширяется перед пространством площади. По широким и низким ступеням ее очень удобно подниматься и спускаться.
Начало ХХ века — в моде модерн. Классическим образцом русского модерна считается особняк предпринимателя и коллекционера С. Рябушинского, построенный в 1902 году в Москве Ф.Шехтелем . Необычен сам дом, необычна и центральная лестница из искусственного мрамора. Ее перила напоминают морскую волну — она словно катится с верхнего этажа, завихряется и обрушивается вниз. Так же необычна пластика лестницы самого знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди в доме Батло в Барселоне (1906): деревянные ступени после первого марша вертикально уходят вверх, видимо, в небо.
Наталья Парфенова, журнал «Архидом»